МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №11"Понедельник, 27.06.2022, 09:48

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Школьный музей | Регистрация | Вход
Форма входа

Школьный музей как универсальный инструмент патриотического

воспитания личности: находки и открытия.

«Школьный музей как универсальный инструмент  патриотического воспитания личности» – так звучала тема педагогического совета нашей школы. После многих дебатов принято решение: организовать в школе музей. Был разработан проект «Создаем историко-краеведческий и просветительский музей» и проведена деловая игра, а затем разработана «Программа деятельности историко-краеведческого и просветительского музея» и «Проект гражданского и патриотического воспитания и образования». Сформировалась  начальная установка: создать музей. Было доведено до сведения участников, что материалы, которые будут представлены в нем, отсутствуют в городском краеведческом и школьных музеях города. Участники игры в ходе теоретических изысканий решали практические задачи и выполняли социальный заказ Общества «Мемориал», городского краеведческого музея и МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11.

Создали Совет музея, в него  вошли учителя и учащиеся.

Главная задача, сделать музей  одним из самых посещаемых мест  в нашей школе.

Приняли Положение и Устав  о школьном музее, которые  определили  следующие задачи школьного музея:

1.Участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы школы

2. Проведение культурно-просветительской и историко-поисковой работы среди учащихся

3. Содействие расширению кругозора, развитию познавательных интересов и  общественной активности, формирование практических умений и навыков поисково-исследовательской работы

Основными функциями деятельности нашего  музея  являются:

а) образовательно-воспитательная функция

б) функция документирования

в) хранительская функция

г) исследовательская функция

Работа нашего историко-краеведческого  и просветительского музея осуществляется  в  двух направлениях:
1) теоретическом  (беседы,  лекции,  доклады,  конференции,  викторины,самостоятельная работа);
2) практическом (экскурсии, походы,  экспедиции,  практикумы  в  музее, библиотеке, участие в олимпиадах и конкурсах). 
Музей  в нашей школе стал  гибкой формой  воспитания и образования, а также  организационным центром  целого ряда внеклассных мероприятий. 
В работе  мы сочетаем  и используем  разнообразные  формы  внеклассной  работы, которые  базируются на  знаниях,  полученных  учащимися  на
уроках и в школьном музее.
Учащиеся проводят экскурсии, участвуют в  летних экспедициях, во Всероссийских («Всероссийский исторический конкурс для старшеклассников»), 
региональных («Права человека в современном мире»), областных и городских конкурсах.
Неоднократно  дети становились призерами и победителями  конкурсов.
Работа в  музее   превратила   учащихся  в  активных помощников учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так  и на  уроках.
В процессе сбора  материалов  по истории  края, области и региона организовывались  встречи (с членами Совета  ветеранов с теми,  кто прошел ГУЛАГ,
 с депутатами, участниками  исторических событий. 
Образовательное и  воспитательное  значение  этих  встреч  и бесед огромно. Сведения, полученные из рассказов участников исторических событий,
являются  ценными  историческими  источниками. 
Собранные   краеведческие материалы  использовались в собственных   исследованиях. (Рожнова Екатерина вела поисковую работу и написала реферат
 о своем прадеде «Разведчик Геннадий Шаров»).

В историко-просветительском музее школы №11 созданы экспозиции и проводятся экскурсии: «Забыть или помнить», «Они прошли войну и лагеря», «О прошлом память сохраним» и др. Все  они посвящаются тем,  кто прошел сталинские лагеря, тем, кто несмотря на репрессии, раскулачивание защищал родину от фашистов.

За этот учебный  год года было проведено 70 экскурсий.

Мощным фактором формирования нравственного стержня личности являются поисковая работа и экспедиции, т.к. в этом случае действует коллектив, объединенный одной мыслью – воскресить имена своих  близких, которые были забыты или безвинно наказаны.

Была проведена большая поисковая работа: записаны воспоминания самих ветеранов, их  родных и близких. Работы, посвященные Мамонову Павлу  Максимовичу и Шарову  Геннадию  Ивановичу -  участников  Орловско-Курской битвы,  были отправлены на Всероссийский исторический конкурс в г.Москву.

В Москву отправили и еще одну работу, посвященную репрессированной семье З.Д.Сергеевой-Чорич. Она  прислала нам  свои воспоминания, приходила в школу и беседовала с поисковиками. Работа, рассказывающая об  ее отце Сергееве  Дмитрии Ивановиче  «Дай бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем…», тоже отправлена на Российский конкурс.

Во время экспедиции в д. Поляковка мы нашли людей, которые помнят репрессированную семью  Флиттер из Харькова. Его дочь мы отыскали в Нью-Йорке и ведем с ней активную переписку. Работа, посвященная ее отцу была отмечена Грамотой и ценным подарком жюри всероссийского конкурса. Главное, что боль за  этих людей, которые испытали лишения  прошла через сердца поисковиков и  у них изменилось отношение к своим  дедушкам и бабушкам.Все  записи рассказов  и  очевидцев  исторических  событий,  сведения,   полученные   из переписки, а также архивные и музейные документы,  наблюдения,  собранные  в  экспедициях  хранятся в  школьном музее. Важнейшей  задачей нашего   музея  является  сбор    краеведческих материалов для последующего использования их в работе школьного музея и учебно-воспитательной  работе в школе.

Задумываясь о будущем нашей страны, мы должны постоянно помнить, что все мы родом из нашей истории – страшной, но великой! Опыт истории – самый ценный опыт.

Неумолимо бежит время и, независимо от нашего желания, оно делится на прошлое, настоящее и будущее. Прошлое – это наше  история, порой кровавая и жестокая. Настоящее – это гражданская  ответственность через критическое осмысление истории. А будущее… оно зависит от того, насколько мы сохраним и передадим будущим потомкам правду об истории.


Руководитель историко-краеведческого и просветительского музея

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» Миасского городского округа

Усольцева Валентина Семёновна.

Поиск


тех.поддержка ICQ 308953551